Категория: Новости

25 января в Магнитогорске состоялось второе выездное занятие партийной школы Челябинского обкома КПРФ. На занятии присутствовало 36 человек. Большинство из них, коммунисты Магнитогорского отделения КПРФ, а также молодые рабочие и студенты действующего в городе марксистского кружка, которые дополнительно решили углублять свои знания в филиале партшколы обкома партии.

Разговор о базовых понятиях  марксизма-ленинизма, начатый секретарем обкома КПРФ по идеологии Александром Шипковым, на прошлом занятии, продолжил руководитель партшколы обкома КПРФ Николай Шеремет. Его лекция была посвящена содержанию двух  основополагающих работ с точки зрения теории марксизма: «Манифесту коммунистической партии», который К. Маркс и Ф. Энгельс написали в 1848 году и статье В.И. Ленина «Три источника и три составные части марксизма», написанной в 1913 году.

Перед лекциями Александр Шипков выступил с анализом ответов слушателей на анкеты. Ответы на вопрос о том, кто для вас является «наиболее уважаемыми политическими  деятелями прошлых столетий и современности» были вполне понятны и ожидаемы: на первых местах Сталин и Ленин. Однако некоторые слушатели включили в этот ряд таких «персонажей» прошлого и настоящего, как Столыпин, Немцов, Путин и Лавров.

Отвечая на вопрос о формах перехода к социализму  от капитализма, большинство слушателей, указали на путь мирного перехода, но пятеро высказались за путь революционной борьбы.

Естественно, что такие ответы потребовали отдельных комментариев, которые в ходе небольшой дискуссии, сделал Николай Шеремет.

Он отметил, что вопросы о роли личности в истории существенны и важны, коммунисты всегда оценивают такие личности с точки зрения их влияния на общественный прогресс, с позиций того, насколько они выражали и выражают интересы и чаяния трудового народа, от того, каков их вклад в процесс улучшения жизни трудящихся. С этой точки зрения все названные выше персонажи для членов КПРФ «уважаемыми» не являются, они, в разной  мере, исторические деятели, но со знаком минус.

Что касается форм перехода к социализму, то в этом вопросе до сих пор нет единого мнения. Есть сторонники вооруженного пути, которые при этом ссылаются на работы Маркса, Ленина, на революцию 1917 года. Об этом пути – насильственном ниспровержении власти буржуазии, — говорят они, — писали Маркс и Энгельс в Манифесте.

Однако те, кто признают только этот путь, не учитываю сегодняшнюю конкретно-историческую ситуацию и расстановку политических сил. Эти горе-революционеры  не понимают, что сегодня еще не сложилась та революционная ситуация, которая была России к октябрю 1917 года.

Нет тех миллионных демонстраций и митингов протеста, нет кровопролитной войны и вооруженных солдат, крестьянских бунтов и рабочих забастовок, что были тогда. А если всего этого нет, то призывы к вооруженному пути – это либо глупость, либо провокация. Единственный путь борьбы за власть сегодня – это выборы, это голосование бюллетенем, а не булыжником.

Рассматривая содержание Манифеста Коммунистической Партии, преподаватель выделял те его  теоретические  положения, которые наиболее актуальны для сегодняшней борьбы КПРФ за переход к социализму. К примеру, говоря о мерах этого перехода, изложенных в манифесте, он провел аналогию между ними и программой КПРФ «10 шагов к достойной жизни».

Говоря о том, что цель борьбы коммунистов — это отмена не всякой, а буржуазной собственности, преподаватель при этом отметил весьма существенный момент. В частности то, что в современных условиях КПРФ на переходном этапе от капитализма к социализму допускает сохранение смешанной экономики на основе сочетания различных видов собственности: коллективной, государственной, мелкой и средней, но при обязательной ликвидации частной собственности на главные средства производства   собственности крупного капитала.

Эта собственность, безусловна, должна быть национализирована и служить всему народу, а не кучке олигархов. Именно поэтому  программа КПРФ одним из первых требований вопросов ставит вопрос национализации сырьевых отраслей экономики и ключевых сфер промышленности, то есть, средств производства.

В ходе занятия слушатели включались в обсуждение и других  вопросов, изложенных в Манифесте, таких как  роль женщины и семьи, брака, характер и формы воспитания детей при капитализме и при коммунизме.

Обмен мнениями по содержанию понятия «пролетариат» и отличия сегодняшних пролетариев от пролетариев времён Маркса и Энгельса показали, что они существенны, что естественно с учётом общественного прогресса. Однако главная принципиальная черта остаётся той же — как тогда, так и ныне пролетарии — это работники наёмного труда, вынужденные продавать свою рабочую силу, чтобы жить.

Имея личную собственность, они лишены собственности на средства производства. Такие пролетарии не всегда хотят признавать себя таковыми, но суть их положения от этого не меняется: они продают свою рабочую силу капиталисту — частнику или буржуазному  государству (учитель, врач, госслужащий) — в том и другом случае они наемные работники. 

Только в первом случае они создают прибавочную стоимость и создают капитал для частника, во — втором, — для всего господствующего класса буржуазного государства, которое через бюджет укрепляет свою власть и бросает подачки тем же учителям.

Вторая часть занятия была посвящена работе В.И. Ленина  «Три источника и три составные части марксизма». Рассказывая о содержании этой ленинской статьи, преподаватель раскрыл понятия философского материализма  и его двух тесно связанных между собой формах – диалектического материализма и исторического материализма.

Затем была дана характеристика и оценка Лениным  краеугольного камня экономической теории К. Маркса — учения о прибавочной стоимости.

Особо он подчеркнул значение для коммунистов изучения третьей части марксизма — теории научного коммунизма.

Именно в этой части – подчеркнул преподаватель, — рассматриваются обоснованные с философской и экономической точек зрения марксизма вопросы о классовой борьбе, о диктатуре пролетариата, о социалистической революции, о путях и способах перехода от капитализма к социализму.

И здесь актуально прозвучали ленинские слова о необходимости знать и уметь распознавать каждому коммунисту, «кто есть кто» в нашей борьбе.

В.И. Ленин писал об этом так: «Люди всегда были и будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока не научатся за нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями различать интересы тех или иных классов».

В ходе лекций и после их окончания преподаватель ответил на ряд вопросов слушателей, среди которых были следующие:

— о мирном и вооруженном путях взятия власти в руки народа,
— об отношении к известному политологу Кургиняну,
— об отношении к получению Г.А. Зюгановым ордена «За заслуги перед Отечеством» и медали Столыпина,
— о забастовках и их роли в борьбе за права трудящихся,
— о работе коммунистов с профсоюзами.

Business Portal