Уроки истории
В статье третьей Конституции Российской Федерации записано: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Спроси любого прохожего, что такое «референдум», пожалуй, каждый задумается, поскольку это – редкое явление в нашей истории.
Было всего два референдума – всенародного опроса и голосования по важным вопросам общественной жизни. Первый, ещё всесоюзный, референдум 17 марта 1991 года – о сохранении ( «да» или «нет» ) Союза ССР. Второй референдум был летом 1992 года о доверии президенту России Борису Ельцину и о расширении его президентских полномочий.
С всесоюзного референдума 17 марта 1991 года начиналась демократия, которая сейчас у большинства вызывает разочарование. Откуда же взяться очарованию, если результаты всесоюзного референдума через полгода были пе-речёркнуты и преданы забвению? В референдуме приняло участие 185.647.355 граждан, из которых 113.512.812 граждан проголосовало за сохранение СССР, то есть 76,4 процента.
Результаты референдума, следует отметить, являются законом и отменяются только результатами другого референдума. Но это – в теории, а на практике законность была аннулирована вместе с конституциями СССР и РСФСР, а также со всем тем законодательством. Всякие разговоры о правовом нигилизме, воцарившемся в нашем обществе, ведутся с недалёких времён, когда дядя Ельцин перетянул на себя одеяло законности.
Законность в России устанавливается танками, стреляющими прямой наводкой по Верховному Совету РСФСР. До сих пор неизвестно точное число жертв ( называют более тысячи погибших ) такой законности, а горькие плоды её вкушаем повсеместно. Сегодняшний разгул преступности, в котором участвуют в качестве фигурантов судьи, прокуроры, милицейские полицейские, во-енные и прочие, вряд ли закончится при этой законности.
Простые граждане, на старших глядя, крушат друг другу черепа, лихо плещут в лицо серной кислотой, похищают, насилуют и убивают детей. Что остаётся тем, кто не имеет возможности брать большие взятки, залазить в карман государства, как в собственный? Только пить, бить и убивать. Отсюда мозаика преступлений складывается просто сюрреалистическая.
Борьба с коррупцией у нас превратилась в анекдот с участием министров. В США шутят: если украл сто долларов – посадят в тюрьму, а украл миллион – посадят конгрессменом или сенатором. По числу миллионеров мы догнали и перегнали Америку. В списке Форбс, где указана тысяча мировых богачей, россияне есть в первой сотне.
Референдумы в России не проводят потому, что волеизъявление большинства может не соответствовать интересам меньшинства. Свободные выборы у нас такие, что некого выбирать. Заранее известно, что победят «самые достойные», то есть те, кому что-то досталось.
Выход из трагической ситуации – в установлении подлинной демократии и законности. Без демократии нет демократических законов, а без законности – режима точного исполнения законов – немыслима демократия.
Отсюда следует, что «непосредственным выражением власти народа» нельзя пренебрегать. Это пренебрежение нам уже дорого стоило.